ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Речь - это канал развития интеллекта…
чем раньше будет усвоен язык, тем
легче и полнее будут усваиваться знания.
Н. И. Жинкин.
Играя и занимаясь с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития совершенствуются самые ценные для школьника психические процессы: мышление, речь, память, воображение, способность к творчеству. Успешное выполнение упражнений придаст школьнику уверенность в себе, повысит его успеваемость по предметам. Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется следующими методами обучения и воспитания.
- Арт-терапия. Она позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Развивающая игра Линейка Спирограф может приоткрыть дверь в галерею красочных рисунков. Используя краски «Рисуем пальчиками», «Рисуем ладошками», «Рисуем водой»- удивительные превращения будут происходить на страницах.
- Цветотерапия - творческая самореализация детей.
а) «Цветные коробочки» (наполняем их игрушками соответствующего цвета).
б) Игрушка - самоделка «Зоопарк» (из картона вырезаем и склеиваем или просто складываем интересные композиции, простые фигурки по цвету).
- Музыкотерапия. Она успокаивает и расслабляет ребенка, вызывает положительные эмоции во время упражнений, игр, активизирует скрытые возможности подсознания ребенка. Это могут быть фоновые заставки во время творческой деятельности (рисования, конструирования из бумаги, выполнения дыхательных упражнений, пластических этюдов (изображая животных). Главный критерий для отбора музыки является спокойный темп, отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций.
Предлагаю ряд упражнений для занятий:
- «Каракули» (карандаш двигается спокойно, без цели и замысла. На что похож рисунок?).
- «Чернильные пятна и бабочки». Жидкую краску или чернила дети капают на бумагу, затем сворачивают лист пополам, сделав отпечаток, и развернуть. Преобразовываем пятна в образы.
- «Сказочный лес» (Изображаем животных леса, а теперь летим превращаясь в птиц).
- «Волшебный цветок». Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы, и появились бутоны (дети складывают руки над головой, изображают бутоны. Шло время они расцвели (дети раскрывают руки) и стали дарить людям свою красоту, радость и доброту.
Любое занятие мы можем начать с таких задач - шуток.
-В каком магазине ничего не купишь?
-Что мы слышим в начале урока?
-Из какой тарелки не пообедаешь?
-Без чего нельзя испечь хлеб?
-Какой город летает?
Предлагая игры для пополнения словарного запаса слов:
-Глубокое, соленое, черное…(море)
-Десертная, чайная, столовая…(ложка)
-Седые, русые, редкие…(волосы)
-Подсолнечное, оливковое, соевое…(масло)
Игра «Исключите «пятое лишнее».
-Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
-Кукла, медвежонок, песок, мяч.
-Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Метла, лопата -…(инструменты)
- Окунь, карась -…(рыба)
- Лето, зима -…(времена года).
- огурец, помидор -…(овощи).
Работая над развитием связной речи предлагаю использовать игру «Найди логические ошибки».
- Сегодня обратно идет дождь.
- Над большим деревом была глубокая яма.
- Солнце освещается землей.
Также используем пальчиковый театр.
Жили – были кот, дрозд, да петушок золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют…(Лиса, кот, дрозд и петух).
При работе с текстом для пересказа применяем рассказывание по ролям.
Ласточка слепила гнездо. Увидел это стриж и занял его. Ласточка позвала на помощь других ласточек .Вместе они выгнали стрижа из гнезда.
Даем ребенку выбирать задание. Предлагаем разнообразные упражнения по развитию мелкой мускулатуры пальцев- обводку линий, рисование одновременно двумя руками.
Посредством компакт-диска «Логопедические упражнения», который содержит занимательный презентационный материал, для закрепления правильного произношения звуков детьми 8-9 лет, их общего речевого развития, поддерживается интерес к логопедическим занятиям.
Используем развивающие игры: «Загадки», «Сравни», «Чья? Чье? Чьи?», «Кто как голос падает?».
Рифмованные миниатюры:
- У зайки Бубы
Заболели зубы.
- Джаз играет обезьяна-
Это лучшая забава!
- Земляничка возле пня
Всем сказала: «Вот уже созрела я!».
Работая со сложным контингентом детей, мы должны систематически применять инновационные формы в логопедических занятиях, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к ним, чувствовать ответственность за успех в обучении, воспитании и подготовки к жизни.