КОРРУПЦИЯ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
Коррупция существует во всех странах мира независимо от уровня их экономического, социального и культурного развития. Невозможно найти страну, где уровень правосознания столь высок, что коррупция не существует в принципе. Ни одна страна мира не застрахована от коррупционных проявлений.
Вместе с тем существуют значительные особенности в развитии этого преступного феномена, наиболее значимой характеристикой, которого в настоящее время является уровень развития коррупционных явлений в государстве.
В России коррупция охватила многие сферы общественной и экономической жизни, пронизывает системы здравоохранения, образования и управления. Усиление и проникновение коррупционный проявлений в различные сферы общественной жизни, поражение государственных органов, низкий уровень доверия населения к власти является характерной особенностью.
Проблема коррупции в органах власти и управления, борьбы с ней в целом и с такой ее разновидностью, как должностными преступлениями - взяточничеством, превышением власти, использованием служебного положения в корыстных целях, настолько сложна, что предпринимаемые в этой сфере решения и действия органов внутренних дел в целом требуют в первую очередь, поддержки населением работы по борьбе с данными преступлениями.
Результативность борьбы с коррупцией напрямую зависит от того, насколько доверяют граждане органам внутренних дел. Разумеется, для этого необходимо, чтобы каждому сообщению о факте коррупции уделялось пристальное внимание со стороны оперативных служб.
Основная масса коррупционных преступлений в Российской Федерации имеет явно выраженные черты, по таким составам коррупционных преступлений, как получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ).
Граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели зачастую не могут «спокойно» осуществлять свою деятельность, даже если перед законом они чисты (имеются все документы о регистрации, согласования, лицензии и разрешения на осуществление отдельных видов деятельности и т.д.). Однако, не смотря на исполнение всех требований закона, всегда находятся чиновники разного уровня, искусственно создающие барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности.
Незаконопослушные граждане и субъекты предпринимательской деятельности с целью обойти установленные законом правила готовы предложить незаконное денежное вознаграждение заинтересованному чиновнику, выступая при этом инициаторами коррупционной сделки.
Взяточничество является одно из тяжких должностных преступлений, связанных с реализацией служебных полномочий. Во всех государствах, на различных этапах развития с коррупцией и взяточничеством боролись, и в настоящее время эта борьба не останавливается. Меняются лишь методы борьбы.
Важно понимать, что взяточничество существует не само по себе, а выступает как средство, делающее преступную деятельность наиболее эффективной, а значит, наиболее опасной.
Взятка фактически представляет собой двустороннюю сделку между коррупционером (т.е. подкупающей стороной) и коррумпируемым субъектом (т.е. тем, кто продает свои полномочия и возможности).
Взяточничество – одно из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все участники преступления – взяткодатель, взяткополучатель и посредник подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности за содеянное, его участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается. |